?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост


Подписывайтесь на телеграм-канал  посвященный различным аспектам Hubbard Management System.

Организующая схема из 7-ми отделений является базовым инструментом Hubbard Management System. Оргсхема объединяет все функции, которые должны быть у организации, группы, любой деятельности, чтобы эта деятельность могла расширяться. Также организующая схема — это инструмент управления, при помощи которого владелец и руководители могут выстраивать производственный поток, в том числе видеть, какие основные функции в организации выполняются, а какие — отсутствуют (что может существенно влиять на эффективность организации — упущенная функция).

Оргсхема состоит из 7 отделений (можно сказать семи областей любой организации) и каждое отделение может быть разбито на 21 отдел. Это 21 функция, которая должна выполняться в организации, чтобы бизнес стабильно расширялся. Это не значит, что если у вас небольшая организация, то вам срочно нужно нанять много людей. Это значит только то, что руководитель должен иметь в виду, что эти функции есть и должны выполняться.

Вопросы по оргструктуре возникают чаще всего. В обществе вращается такое огромное количество ложных данных в отношении оргструктур, что стоит уделить этой теме отдельное внимание.

Итак, существует ли идеальный подход к разработке организационной структуре предприятия? И как его распознать, а не просто принять на веру очередное мнение очередного «авторитета»?

Для начала отправной вопрос — а для чего она вообще нужна?

Посмотришь на некоторые предприятия, и понимаешь, что люди так и не нашли для себя ответа. Вот типичная ситуация — структура вроде бы есть, но ни руководители, ни (тем более) сотрудники её не знают, она либо вообще не вывешена на всеобщее обозрение, либо вывешена там, где её могут увидеть немногие избранные. В любом случае структура содержит лишь названия основных должностей и структурных подразделений и показывает, кто кому подчиняется. Причём линии подчинения не поддаются никакой логике, часто строятся «от личности». Иногда на структуре видно двойное-тройное подчинение (один человек или отдел подчинён одновременно двум и более начальникам). Внешний вид схемы похож на паутину или лабиринт для детского журнала «попробуй найти выход». Видно, что разработчики сами были в явно безвыходной ситуации.

На самом деле есть несколько задач, которые решает оргструктура:

ориентация в организации,
анализ деятельности с точки зрения функций и результатов,
планирование заполнения предприятия персоналом,
координация.

Оргструктура должна отражать как горизонтальные, так и вертикальные связи, области ответственности, линии подчинения. На ней должны быть отражены как выполняемые функции, так и ожидаемые продукты производства разных частей организации. На структуре должны быть фамилии основных сотрудников в актуальном состоянии, чтобы видеть, кто и за что отвечает. И структура должна отражать основную последовательность процессов в организации. Если при этом на структуре будут отражены все функции, которые понадобятся организации в ближайшие годы, чтобы постоянно не перекраивать схему, тогда можно сказать, что у вас профессиональная структура.

И это ещё не всё.

Каждый член коллектива должен знать эту схему как «Отче наш». Люди должны уметь ей пользоваться для вышеперечисленных целей. Схема должна быть вывешена так, чтобы любой, в том числе и клиенты могли видеть её. И чтобы они могли быстро разобраться, что к чему. Зачем? А зачем тогда она вообще нужна?

Лично я в своей работе использую стандарт построения оргструктуры Л. Рона Хаббарда. Я пересмотрел немало трудов по разработке оргструктуры, работа обязывает. Вот основные постулаты его методики.

Я не буду в этой статье усложнять и приводить всю теоретическую базу, которая лежит в основе оргструктуры. Расскажу в стиле «сухой остаток». Смею уверить, у каждого положения этой методики есть очень глубокая и интересная теоретическая основа. Итак, Хаббард установил, какие функции стандартны для любой организации. Глобально, их семь:

1. Управление;
2. Кадры и коммуникации;
3. Продвижение товаров или услуг;
4. Финансы;
5.
Производство товаров/услуг;
6. Контроль качества продукции/квалификации сотрудников;
7. Связи с общественностью/захват новых рынков.

Разрабатывая структуру, надо чётко прописать продукт (ожидаемый результат деятельности) каждого подразделения и поста. Та ещё работёнка, особенно если никогда этого не делал. Для кого-то это становится головоломкой из серии «нерешаемых».

Кстати, не бойтесь вывешивать структуру на всеобщее обозрение. Кто-то думает, что ноу-хау «срисуют» конкуренты. Расслабьтесь, опасения беспочвенны. Некоторые мои клиенты только после долгого обучения, многих часов консультаций, изучения инструкций и настоящих озарений смогли разобраться в вопросе. После того, как один раз по-настоящему поймёшь предмет, уже не понимаешь: а как по-другому? А с одного взгляда никто ещё не сумел воспроизвести правильные принципы в реальности. Так что оргструктура на стене в приёмной не принесёт вам никакого вреда. Будет лишь польза, так как упрощается ориентирование.

Давайте взглянем на приведённые выше функции, которые составляют основные отделы. Какие из них одинаковы от организации к организации?

Управленцам всё равно, чем руководить. Это отделение стандартно. Управленческие команды переходят с одного предприятия на другое (зачастую совершенно иного профиля), и ничего. Справляются.

Кадровикам и IT всё равно, что за профиль организации. Кадры есть кадры, коммуникации есть коммуникации.

Маркетологам и продавцам абсолютно всё равно, что именно продвигать. Не верите — посмотрите на маркетинговые агентства. Так что это совершенно стандартное отделение.

Бухгалтерия — она и в Африке бухгалтерия.

Ага, производство! Вот чем отличается одна организация от другой.

О, служба качества. Она настолько привязана к производственным технологиям, что тоже будет совершенно различной в разных компаниях.

Обучение персонала построено по стандартным принципам. Отличается только учебный материал. А практика проводится на производстве.

И напоследок служба PR и расширения рынка. Это тоже совершенно стандартная часть организации, она может быть «под копирку».

Итак, в организациях все функции, кроме производства и качества, совершенно стандартны. То, что в жизни это не так, говорит только о низком уровне понимания предмета профессорами в ВУЗах, которые учат будущих (или действующих) менеджеров.

Оргструктура, учитывающая всё перечисленное составляет лишь одну пятую часть Hubbard Management System. Если ISO-9001 направлен на систему качества, «Lean production» — на производство, то «HMS» направлена на всю систему.

Избранные записи из этого журнала

Разное

free counters

Календарь

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner